КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ И СОМНЕНИЙ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ШАГ В ЕЩЁ НЕ ИЗВЕДАННОЕ И ОТКРЫВАЕШЬ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ОСОЗНАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

суббота, 28 января 2012 г.

О времени, целях и иностранном языке

Вопрос о целях изучения иностранного языка в школе уже давно не давал мне покоя. Неужели для того, чтобы научиться общаться на немецком или английском, надо как минимум лет 10? В каком месте наша система обучения даёт сбой, если по окончании школы далеко не каждый выпускник может похвастаться тем, что умеет хотя бы читать и переводить со словарём? Стоят ли то время и те усилия, которые затрачиваются на изучение иняза того, чтобы в лучшем случае человек мог вспомнить несколько заученных фраз по темам школьной программы? На что тратятся драгоценные часы и дни нашей жизни?

Впервые к подобным мыслям я пришла после знакомства с учением Ошо. Именно тогда я уверилась в том, что обучение только ради какой-то отдалённой цели, пусть это будет сдача ЕГЭ или получение престижной работы, - ошибочный путь. Если я учусь потому, что это нужно мне здесь и сейчас, - это и есть настоящее образование. Потому что я «образовываюсь». Нет смысла входить в класс, чтобы только научить чему-то. Учитель должен помочь ребёнку в этом самом «образовании» себя.

Впервые я решилась оформить мои размышления вербально во время подготовки к конкурсу «Учитель года». И в разрез требованиям новых образовательных стандартов я заявила, что считаю главной своей задачей не развитие иноязычной коммуникативной компетентности учащихся, а формирование помимо мировоззрения, но и самосознания.

Работа в вальдорфской школе представляет мне бОльшую степень свободы в выборе средств, методов и содержания обучения. Пока что я двигаюсь чаще всего интуитивно, методом проб и ошибок. Читаю-читаю-читаю. И вновь и вновь обнаруживаю, что в своём понимании роли иностранного языка в образовании, я не одинока. Приверженцы вальдорфской педагогики уже давно говорят о том, что во мне пока живёт на уровне ощущений.

Итак, с рождения человек способен заговорить на любом языке. То есть в нём есть ключ к «системам» всех языков. Получается, что изучение каждого следующего иностранного языка позволяет обнаружить в нас новые внутренние пространства, делать самые неожиданные открытия в рамках человеческой психики.

Стоит ли упоминать о том, что мышление формируется в непосредственной связи с речью, и  изучение иностранного языка способствует ясности мышления? 

Помимо того, что мы не только расширяем знания о мире и самом себе, мы развиваем способность слышать и переживать. Ведь иностранный язык это в том числе особый способ видеть и чувствовать. Помимо этого расширение пространств собственных мыслей и переживаний влечёт за собой усиление «Я».  Каждый прожитый нами звук ведёт к идентификации себя  с чужой волей, с чужими душевными переживаниями.  С помощью волевых усилий принять чувства, восприятие, мышление другого , - это эмпатия, которая и есть ничто иное, как активная толерантность.
И вот на это тратить время на уроках мне ни капельки не жалко. Честное слово.

Комментариев нет:

Отправить комментарий