КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ И СОМНЕНИЙ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ШАГ В ЕЩЁ НЕ ИЗВЕДАННОЕ И ОТКРЫВАЕШЬ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ОСОЗНАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

суббота, 28 января 2012 г.

Протокол одного педсовета, или привет Рудольфу Штайнеру

Каждый педсовет начинается с "общего звука". Вообще-то это выглядит так, что веь педагогический коллектив стоит и мычит, кто во что горазд. Самое интересное, что после нескольких попыток удаётся взять один красивый общий на всех звук. Иногда это получается с первого раза. По звуку можно и общий настрой людей определить: минор или мажор. В общем, у всего этого действа есть глубинные антропософские основания (привет Штайнеру!), в которых я пока далеко не сильна. Объясняю для себя: мы настраиваемся на один лад.

Парты расположены по кругу. Это так и называется "обсудить в кругу", "спросить у круга", "сказать в круг". Ну, тут всё понятно: глаза в глаза намного комфортнее, чем глаза в спину. В центре на полу горит свеча. Это можно трактовать по-разному, у Штайнера наверняка есть своё объяснение этому, а мне это нравится просто потому. что я люблю, когда свеча горит. иногда и во время ужина зажигаю, и просто так, даже когда телевизор смотрим.
У педсовета есть ведущий, который следит за соблюдением регламента, за тем, чтобы обсуждение не переходило в базар. В случае возникновения спорного вопроса ведущий предлагает обсудить его на коллегии, то есть в более узком кругу, когда прийти к общему мнению намного проще.
Прежде, чем начать непосредственно работу, один человек делает обзор прошлого педсовета. Вкратце вспоминается всё то, что пережито на прошлой неделе. Так намного проще включиться в работу. Можно это, конечно, объяснять и антропософски, мол связь создаётся между прошлым и настоящим и бла-бла-бла, но так как я пока по верхам только во всём этом разбираюсь, буду объяснять так, как могу и воспринимаю.
На первом в этом году педсовете начали работу над педагогическим вопросом "Нижние чувства".
Вот как оно у Цветаевой?
"Буду грешить- как грешу- как грешила: со страстью.
Господом данными мне чувствами - всеми пятью!"
А в антропософии их аж 12. К тому же подразделяют их на нижние (телесные), средние (душевные) и верхние (духовные). Но я об этом не буду. Об этом замечательно у Альберта Соесмана написано. Так вот, как раз о нижних чувствах нам лечебный педагог (такой в вальдорфских школах тоже имеется) рассказывала, а потом и с различными упражнениями знакомила. Для того, чтобы над чувствами этими работать.
А на прошлом педсовете поделились мы на группы и стали вспоминать, о чём же в первый раз говорили. Не с целью похвалить или поругать прилежных и не очень. А просто чтобы вспомнить. Потому что, когда проговариваешь что-то, оно запоминается и понимается намного лучше. Это уж каждому учителю понятно.
Продолжили работу над следующим чувством. И с теорией познакомились, и поиграли, и хороводы поводили (никогда не думала. что в хороводах такая магия кроется. Что-то сродни медитации что ли...) Вопросов у меня много осталось. Но задавать их буду в следующий раз. Потому, что пожить с ними сначала надо. И регламентом в следующий раз это предусмотрено будет.
Следующая часть педсовета - работа над общим учением о человеке (очередной привет Штайнеру!). Вот здесь я периодически в полусонное состояние впадаю, периодически оживаю и начинаю "грузиться" по полной программе (ничего, что я на сленге?). Иначе у меня не получается, когда читаю, н.п. вот такое:


Поэтому вы можете сказать, что к внешней природе человек
обращен своим рассудочным началом и благодаря этому постигает
все то, что в ней мертво, усваивает из этого мертвого законы. Но
то, что в природе поднимается из лона мертвого, чтобы стать
будущим мира, он постигает посредством своей столь неопре-
деленной для него воли, простирающейся вплоть до сферы
чувственного восприятия.
Читаем кусочек этой мудрости (или мудрёности?), кто-то один берётся его пересказать близко к тексту, а потом пытаемся вникнуть, примеры привести. Но тут без наших "столпов антропософии" тяжко пришлось бы. Если честно, то я ещё не совсем определилась в своих отношениях к учению Штайнера (простите, Рудольф!) Пока знакомлюсь. Со стороны, так сказать, наблюдаю.
После этого наступает время медитации. Само слово несколько пугало меня вначале. Оказалось, ничего страшного. Это время, когда в несколько минут молчания весь круг думает об одном, жизненно важном для школы. Завершается это словами, которые все повторяют за ведущим. В этот раз это были слова Штайнера:
" Проникнись силой воображенья,
   имей мужество для истины,
  оттачивай свое чувство душевной ответственности"

Durchdringe dich mit
Phantasiefähigkeit,
habe den Mut zur Wahrheit,
schärfe dein Gefühl für seelische Verantwortlichkeit (Hallo, Rudolf Steiner!)

Затем инициативу в свои руки берёт будущий классный учитель первого класса, А мы становимся его учениками, с которыми но играет, поёт, в общем, делает то, что хочет опробовать (как получится, что получится). В общем-то замечательная идея: когда что-то уже опробовано, приходит уверенность в том, что ты делаешь. А на уроке это ох как важно!

Если есть какие-то заранее заявленные организационные вопросы, то для их освещения дают слово. Обсуждение не предполагается. Обсуждают на коллегии. На обсуждение придут те, кто заинтересован. А для чего терять время тем, кого это не касается непосредственно?
Несколько минут отводится для того, чтобы каждый по кругу мог поделиться объявлениями или просто радостными моментами. Если сказать нечего, пропускаешь очередь.
Завершается всё общей песней. Репертуар круга обширный. Жаль только, что я пока мало что знаю. Но мне это не мешает почувствовать некое единение со всеми. Можно ведь и "про себя" подпеть. И Штайнер здесь абсолютно ни при чём!

Комментариев нет:

Отправить комментарий