КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ И СОМНЕНИЙ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ШАГ В ЕЩЁ НЕ ИЗВЕДАННОЕ И ОТКРЫВАЕШЬ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ОСОЗНАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

воскресенье, 22 июля 2012 г.

Вальдорф и 21 век

Вальдорфская педагогика - это традиция. В том смысле, что в ней есть свои законы и методы, есть своя идеология, то есть устои. Ни тебе ИКТ, ни тебе новомодных психологических подходов. По проверенной годами старинке. Если честно, меня это нисколько не смущало. Именно потому, что современных наворочек в образовательном процесе "накушалась" вдоволь.
Тем неожиданнее для меня было откровение вальдорфского учителя из Кёльна, который вёл у нас занятия на семинаре. Он рассказал, что они позволяют своим старшеклассникам вести конспекты в электронном варианте. Сидят они на уроке со своими электронными штучками типа лэптоп и записывают всё, что им нужно. Меня это удивило, конечно, но ведь не поспоришь: если молодому человеку так удобнее, если это не мешает, а помогает ему, то стОит ли противиться?
Тогда и закралась во мне мысль, что вальдорфская педагогика - это отнюдь не антоним современности.
Вторым, не менее важным, откровением для меня стало выступление на летнем празднике в Кобургской школе школьной рок-группы. Вышли подростки девятого и десятого классов и стали исполнять классический панк. Коряво, где-то даже нелепо, но так искренне, что позавидовала я им. Позавидовала в том, что есть у них такая возможность: выразить себя теми средствами, которые близки им. Некоторые мои коллеги морщились: мол, не по-вальдорфски это. Не знаю, не знаю.
Подростки в любом случае будут увлекаться рок-музыкой. И есть два пути, по которому может пойти школа: противопоставить себя ей, тем самым поставив ребёнка перед выбором (и я знаю, на чьей стороне будут его симпатии!) либо занять толерантную позицию, дав ребёнку ту самую свободу, в которой школа стремится его воспитывать.  Я видела горящие глаза Карлы , которая поддерживала своих одноклассников на выступлении, и слышала, как придя вечером домой, она взяла в руки скрипку и начала разучивать этюды. Это была её свобода.
Вот и подумалось мне, что воспитывать в человеке свободу можно только свободой. Даже если в чём-то это не укладывается в рамки традиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий