КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ И СОМНЕНИЙ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ШАГ В ЕЩЁ НЕ ИЗВЕДАННОЕ И ОТКРЫВАЕШЬ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ОСОЗНАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

пятница, 9 октября 2015 г.

Воспитательная кулинария

Последнее время книги по психологии вызывают во мне скорее раздражение, чем желание почитать. Все они предлагают инструменты, пользуясь которыми, я якобы смогу решить все свои проблемы. Практически никакого отличия от кулинарной книги: вот ингредиенты, вот рецепт, приятного аппетита! Только вот не всякий рецепт хозяйке удаётся (порой выходит что-то вкусное, но совсем не то, что ожидалось; порой и вовсе ерунда полнейшая, остаётся только о продуктах испорченных жалеть). И это кулинария. А психологи берутся научить меня детей растить... Скептически ухмыляюсь.
На прошлом педсовете состоялся разговор с Леной Пашковой, которая рассказывала о методах, которыми пользуется в своей работе. О тестах. И изначально всё хорошо: ребёнок расставляет приоритетные цвета на графической шкале, а затем с этим работает. Но в конце рассказа звучит фраза: есть шаблоны, как должны быть расположены эти цвета. Опробовано на большом количестве людей. И если у ребёнка он расположены не так, то это повод задуматься. Ага. Если ребёнок не такой, как большое количество людей, то это повод поработать над тем, чтобы стал таким же? 

По непонятной мне причине купила книгу Людмилы Петрановской "Если с ребёнком трудно". Что-то заставило подойти к отделу психологии в книжном магазине, что-то случилось, и я открыла последнюю страницу книги: "Никакое образцовое поведение, никакие отличные оценки, никакое одобрение окружающих не стоят того, чтобы ради них жертвовать главным, ради чего вы встретились в этом мире, что останется между вами, когда все задачи воспитания будут уже далеко в прошлом - любовью, заботой, доверием."
Прочла книгу.  К счастью, не нашла в ней рецептов, как воспитывать ребёнка.
"Нам многое может не нравиться в поведении ребёнка. Не слушается, шумит, разбрасывает, теряет, грубит, врёт, не хочет делать уроки... А хотелось бы, конечно, чтобы всё наоборот. Чтобы слушался, помогал, был всегда чистым и любил читать умные книжки. И уроки делать тоже любил. Словом, чтобы всё делал правильно. Так вот, есть две новости: одна плохая, другая хорошая. С какой начинать, всё равно, потому что звучат они одинаково: это невозможно".
Нашла много слов, которые придали сил, заставили задуматься не над тем, какой мой ребёнок, а - какая я. "Не надо ломать и переделывать, "брать в руки", начинать новую жизнь с понедельника. Это ещё никого до добра не доводило. Вы с ребёнком своим живёте, вы его растите, вы его знаете, вы его любите, он рядом. В самом главном всё УЖЕ хорошо. С остальным разберётесь, так или иначе".

Юля, в какой-то момент своей жизни ты пришла к важному открытию: школа - это не подготовка к чему-то, не трамплин в жизнь, это и есть сама жизнь. Похоже, что и в вопросах семейного воспитания пора осознать - мы живём здесь и сейчас, живём такие, как есть. И не надо ставить во главу угла задачи (пере-)воспитания! Все эти усилия имеют смысл, только если они естественны, вытекают из самой жизни и не портят, а улучшают её. Причём речь идёт не только о жизни родителей, но и жизни ребёнка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий