КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ И СОМНЕНИЙ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ШАГ В ЕЩЁ НЕ ИЗВЕДАННОЕ И ОТКРЫВАЕШЬ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ОСОЗНАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

пятница, 13 марта 2015 г.

Об учителе как скрипаче

Вебинары и видеолекции (кстати, а в чём разница?) - это писк моды в области повышения квалификации. И хотя это никак не относится к вальдорфской педагогике, кое-что смотрю. Последнее, что довелось посмотреть - послушать - лекция Ефима Израелевича Пассова. Да-да, это по его учебникам методики взрощены тысячи учителей иностранного языка, это он разработал и внедрил в отечественную систему образования коммуникативный метод обучения! В общем, для узких кругов - настоящая легенда.
Слушала. Восхищалась. Всё то, о чём говорил Пассов, давно прописано в его книгах. Но тогда, когда я их изучала, все эти черты и принципы урока были настолько абстрактны, что зазубривать даже приходилось. А теперь профессор говорит, а я киваю, каждое следующее слово угадываю. А когда он о целеполагании заговорил, так и вообще, некое родство идейное почувствовала.
В какой-то момент понимаю, что Е.И. говорит о школе и об уроке не с точки зрения современных требований, стандартов или целей, а из любви. А завершил он свою лекцию обращением к учителям. "Будьте самими собой! Уважайте себя! Независимо от указаний. Но для того, чтобы уважать себя как личность, надо для этого иметь соответствующую амуницию... Надо никогда не давать унижать себя как человека и как профессионала."
Так приятно и тепло было слышать это!

Так тонко высказался Пассов о необходимости владения технологиями, методикой. Без нотаций, цитирования профессиональных стандартов. Словами Б.Окуджавы:

Музыкант играл на скрипке -- я в глаза ему глядел. 
Я не то чтоб любопытствовал -- я по небу летел. 
Я не то чтобы от скуки -- я надеялся понять, 
как умеют эти руки эти звуки извлекать 
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, 
из какой-то там фантазии, которой он служил? 
Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда, 
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда. 
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь... 
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь? 
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
и вселяют в нас надежды... Остальное как-нибудь. 
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, 
по чьему благословенью я по небу лечу. 
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, 
музыкант, соорудивший из души моей костер. 
А душа, уж это точно, ежели обожжена, 
справедливей, милосерднее и праведней она.

Комментариев нет:

Отправить комментарий