КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ РАЗДУМИЙ И СОМНЕНИЙ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ШАГ В ЕЩЁ НЕ ИЗВЕДАННОЕ И ОТКРЫВАЕШЬ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕЙ ЖИЗНИ, ТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ОСОЗНАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

суббота, 29 ноября 2014 г.

Я знаю, что такое портфолио!

Сначала в нашем образовании заговорили о портфолио учителя. Меня это заинтересовало. Пообучалась на одном из онлайн-семинаров, поучаствовала в конкурсе. Вроде бы разобралась.
Затем на всех углах заговорили о портфолио учащихся. Никто толком не понимал, что это такое, но все стали их срочно создавать. Санька уже в первом классе еженедельно расставлял стрелочки в табличке с графами "узнаю новое", "делаю домашнее задание", "активен на уроке" и.т.п. Как учитель я понимаю, что суть этого действа - рефлексия. Уже третий год ребёнок (и подозреваю, что не только мой) регулярно оценивает свои достижения, доведя данный процесс до высшей степени формальности. Поначалу его радовали записи учителя как реакция на его труды. Затем он заметил, что "у всех отличников написано одно и то же". Таким образом, и эта часть портфолио потеряла для него (и для меня как родителя) какую-либо ценность.
И вот в Германии на немецкой неделе я попадаю в рабочую группу Бригитты Питчманн, и мы начинаем говорить о... портфолио. Не как о папке с грамотами и листами рефлексии, а как о технологии обучения. Как особой культуре. Как способе организации учебного процесса. И оказалось, что в работе с портфолио необходимы три этапа: сбор и сортировка материала, рефлексия (анализ того, что и как сделано), презентация. Причём все три этапа предполагают крайнюю степень самостоятельности учащихся. Они САМИ выбирают, что и как учить. Сами осознают, что им это дало (и мы, учителя, можем не тешить себя мыслью, будто знаем, ЧТО даст ребёнку тот или иной урок! Каждый вынесет из него своё!). И, главное, ребёнок должен рассказать кому-то (родителю, старшему или младшему товарищу, всё равно кому), чего же он достиг, чему научился. Но это не должен быть ответ учителю у доски. Освоенное ребёнком должно быть осознанно им как личностно значимое. И оценка учителя в данном случае вторична. Не ради неё мы учим и учимся.  
Та рефлексия, которой мастерски "владеет" мой Санька - не имеет никакого отношения к технологии портфолио. Так как не представляет для него ценности. А папка с рисунками и творческими работами, которые попали туда, "потому что так учительница сказала" - это пародия на первый этап. Ребёнок не собирает сам, он просто вкладывает материалы, и ничего не сортирует, не отбирает, отделяя ценное от проходящего, рабочего, не представляющего для него интерес.
Вот и получается, что учим не понятно чему. А дети, соответственно, учатся не понятно чему. Я из ярой противницы портфолио как очередного  бумагомарательства и способа "набирать пункты (баллы, плюсы, коэффициенты, - на выбор) превратилась в поклонницу технологии, которая позволяет ребёнку наглядно убедиться в том, что он учится прежде всего для самого себя, что от него самого во многом зависят его успехи или неудачи. Учится учиться.

1 комментарий:

  1. Первой рискнула Ольга Николаевна в 5-м классе. Второй опыт портфолио в школе - Наталья Николаевна в 7-м. Радуемся очевидным плюсам, собираем и анализируем неудачи и непонятности.

    ОтветитьУдалить